Назад к списку

Как подготовиться к фотосессии в ресторане, или советы начинающим фуд фотографам

Очень многие начинающие фотографы, которые хотят снимать еду для ресторанов, задают один и тот же вопрос: «А как обычно происходит съемка еды в ресторане, кто присутствует на фотосессии и как долго длится весь процесс?» Расскажу, как чаще всего происходит фуд съемка блюд, дам некоторые фото советы и главное – что предшествует самой съемке! 


Этап 1. Переговоры 

Пожалуй, это самый длительный и важный этап, подготовка к съемке и переговоры с заказчиком. От того, как вы с клиентом услышите друг друга напрямую зависит и результат вашей работы. Поэтому необходимо как можно более детально узнать, что же хочет ваш заказчик получить в результате. Какие вопросы стоит задать? Ниже приведу примеры. 

- Куда пойдут фотографии, где будут использоваться?

 Зачем это нужно знать? Чтобы вы как минимум получили первое впечатление. Возможно он хочет фото и для каталога сайта, и для печатного меню, и для ежедневных постов в инстаграме. Согласитесь, что это скорее всего будут разные виды фотографий, по-разному сфотографированные, что-то на белом фоне, что-то с антуражем и полноценной картинкой, а что-то в стиле сторис и лайф стайл. Зачастую заказчик имеет смутное представление, что для разного применения фотографий нужны разные виды съемок, менять свет, фон, антураж и так далее. Это ваша задача как фуд фотографа. Поэтому облегчите себе и ему жизнь, спросите, для чего нужны фотографии блюд и где будут использоваться. 

- Сколько блюд, ракурсов нужно? 

 Если вы хотите понимать объем работы, то это закономерный вопрос. Сколько блюд снимать 5 или 25 – это принципиальная разница по времени и по подготовке. С одного ракурса снимать гораздо проще, чем когда нужна, например, полноценная картинка с трех ракурсов. Это значит, что скорее всего вам придется переставлять композицию так, чтобы она хорошо смотрелась с другого ракурса. Если фото на белом фоне, тогда все гораздо проще. 

 - Горизонтальные или вертикальные фотографии? 

«Нам нужна универсальная картинка, чтобы и вертикально хорошо смотрелась, и горизонтально можно было обрезать, и в квадрате для инстаграма вставить!» О да, это самое смешное пожелание! Простите, но как из вертикали сделать адекватную горизонтальную картинку и наоборот? Скорее всего будет не очень, и это надо объяснить заказчику, потому что это ваша зона ответственности, ваша работа, время и труд. Обговаривайте четко, какая ориентация фотографий нужна вашему заказчику. 

- Фотографии блюд должны быть целиком с тарелкой или нужны крупные кадры самого блюда? 

 Обговорите это с вашим заказчиком, возможно, у него в голове макро-картинка блюда с мельчайшими деталями, возможно, он хочет картинку не всего стейка на тарелке, а крупно и близко снятый стейк с таким же крупно снятым розовым перцем-горошком и другими специями. Но тут и скадрировать если что можно, на крайний случай. Хуже когда вы наснимали крупные кадры, а клиенту нужно было все блюдо на тарелке целиком. Упс… Обдумываем этот момент заранее. 

- Атмосфера и «дух» в кадре. Какие цвета предпочтительны? 

 Спросите, в каком стиле нужны фотографии, какой дух кадра, какие эмоции должны вызывать, какой посыл. Например, это должен быть дорогой и стильный кадр, отражать дороговизну, или наобором простой домашний стиль, или Эко-стиль, или брутальный (например, стейк с воткнутым в него ножом и брутальным поваром с татухами и бородой на заднем плане). 

- Примеры работ. 

Вот он лайф хак, который упросит вам жизнь! Попросите представителя ресторана, с кем вы общаетесь, выслать примеры работ, на которые он ориентируется, которые ему нравятся, что он хочет получить в результате. И тогда все предыдущие пункты будут подкреплены конкретными картинками, и «дух» фото будет понятен. Ура! 

- Где снимаем? Кто готовит? Нужны ли дополнительные специалисты и услуги? (Фуд стилист, дизайнер, закупка реквизита, специальное оборудование) 

Технические вопросы, что, где, когда плюс возможность помочь клиенту решить его другие задачи, друг у него нет дизайнера, а у вас есть профессиональный дизайнер, или ему нужна дополнительная видео съемка. Помогите своему заказчику решить его дополнительные задачи.- Обговорить реквизит, съедобный и несъедобный.Какие салфетки использовать, какие тарелки, какие дополнительные овощи, специи, травы, детали интерьера. И кто это все будет покупать, привозить. Что-то есть у вас как фотографа фуд-стилиста, если вы сочетаете в себе и того и другого, а что-то возможно придется дополнительно докупить. 


Этап 2. Съемка 

Наконец-то мы добрались до съемки! Если вы дошли до этого этапа, то предполагается, что все предыдущие вопросы уже решены, и не должно возникнуть особых трудностей. Хотя никто не застрахован от неожиданностей: в этот день на бизнес-ланч пришло много людей, и повар не успевает вам готовить; нет нужных ингредиентов, не закупили; технические проблемы с оборудованием; элементарно - отключили электричество или повар пьян. Шутка!) 

Бывает, что компания большая, и коммуникативные связи не налажены между сотрудниками хорошо, и в результате – вы приезжаете на запланированную съемку, а сам шеф-повар не в курсе событий, не знает о съемке!!! И такое бывает. Но надеюсь, все пошло по плану, вы приехали, вас ждут, всё готово для работы! Приступаем! 

Рекомендую во время съемки показывать и согласовывать результат с заказчиком и командой организаторов. Если то-то не нравится, то сразу можно исправить. Это и вам хорошо – вам одобрили результат и вам есть на что ориентироваться, и им хорошо – они знают уже сейчас, что результат устраивает. 


Этап 3. Обработка 

На этом этапе не буду заострять внимание. Сообщите своему клиенту, через сколько дней он получит готовые снимки в нужном ему формате. И дайте себе срок чуть больше, что тот, за который вы реально сделаете. Можете сделать за 2 дня? Скажите, что через 5 дней! Лучше вы сделаете и отдадите раньше, чем будете подводить заказчика, торопиться и не успевать. Опять же катаклизмы, усталость и глюки компьютера никто не отменял, пусть у вас будет запас времени. Профессиональный фотограф ценит время своего клиента и бережет свою репутацию. 

Итоги. 

Как вы видите, большую часть в съемочном процессе играет подготовительный этап, чем более подробно вы узнаете, что хочет заказчик, тем вероятнее он останется доволен. Конечно, есть еще много вопросов, которые также стоит обговорить заранее с клиентом, например, об оплате, об использовании фотографий и о многом другом. В статье приведены некоторые полезные советы по работе с заказчиками для начинающих фуд фотографов. Благодарю за внимание!